| |
|
|
Хантыйский язык (так же известный как остяцкий) составляет вместе с
мансийским обско-угорскую подгруппу угорской группы финно-угорской языковой
семьи, которая наряду с самодийскими языками составляет
уральский языковой союз.
Обычно характеризуемый как один язык, «хантыйский» правильнее воспринимать
как обширную группу диалектов (если не по количеству носителей, то по
количеству индивидуальных диалектов), которая условно делится на два
диалектных массива: западный и восточный. Представленные здесь тексты
иллюстрируют один из восточно-хантыйских диалектов, на котором говорят ханты
реки Васюган (каргасокского района томской области). Данный вариант
хантыйского языка в сравнении с западными диалектами обладает более богатой
системой морфосинтаксиса (Gulya
1970;
Honti
1995;
Kulonen
1989;
Decsy
1999), фонологическими особенностями, отличающими его от других диалектов,
тем что он наименее документирован (среди хантыйских диалектов), и на данный
момент находится в наибольшей опасности исчезновения в силу полной языковой
и культурной ассимиляции. Представители васюганских ханты насчитывают менее
300 человек, в основном занимающихся традиционными видами жизнеобеспечения
рыболовством и охотой. Количество полноценных носителей этого редкого и
чрезвычайно интересного диалекта в настоящее время не превышает 10 человек.
Подавляющее большинство относительно свободно владеющих этим диалектом
относятся к возрастной категории старше 60 лет.
|
|
Рис.1.
Восточно-хантыйский ареал: рр. Васюган
и
Вах. |
Местный ландшафт представляет
низменность, испещренную многочисленными реками и озерами, питаемыми самой
большой в мире болотной экосистемой Васюганскими болотами. Традиционная
система расселения восточных ханты это сеть семейных поселений (вост.хант.
puɣol,
в местной административной системе - юрты), расположенных на большом
удалении друг от друга, в родовых охотничьих угодьях. Традиционная
этническая экономика, богатая культура и религия восточных ханты
сформировалась и адаптировались в особых местных экологических условиях:
экосистеме таежных массивов, болот и многочисленных рек притоков Оби в ее
среднем течении. Однако в результате социальных, политических и
экономических изменений XX
века степень сохранности и жизнеспособности традиционной культуры и языка в
настоящее время вызывает самые серьезные опасения.
Начиная с 1930-х гг. коллективизация
и насильственное переселение некоренного населения на традиционные
хантыйские территории, вторая мировая война 1940-х, унесшая жизни
невосполнимой части мужчинханты и повлиявшая на традиционный быт и
культуру, последовавшие вскоре внедрение обязательного среднего образования
и политика укрупнения местных населенных пунктов 1960-х, и, наконец,
массированная разведка и добыча нефти и газа 1980-х и 1990-х, оказали
сильнейшее ассимилятивное воздействие на хантыйскую культуру. В результате
на данный момент полноценных носителей традиционного языка и культуры
остается все меньше (Jordan,
Filchenko 2005).
В отличие от других подгрупп
ханты, васюганские ханты не занимались оленеводством, а ханты Ваха и Югана
держали оленей лишь в транспортных целях. Скорее всего это обусловлено
местными экологическими особенностями, смешанными лесами, многочисленными
реками, озерами и болотами. Согласно известным источникам, васюганские ханты
в начале XX века занимали
территорию верхнего и среднего течения р.Васюган и некоторых его притоков
рр.Черталы, Ягылъяха, Еголъяха, Нюрольки и др. (Кулемзин, Лукина 1976).
Этническое окружение исследуемого населения было весьма пестрым. Южными
соседями васюганцев были барабинские татары, западными ханты Иртыша и
Демьянки, а северными юганские ханты. Тесные контакты существовали между
васюганскими ханты и нарымскими селькупами. Вероятно, васюганские и
ваховские ханты проживали ранее в более тесном соседстве друг с другом и
были связаны исторически и лингвистически, представляя замкнутую эндогамную
общность (Кулемзин, Лукина 1976). Васюганские ханты сохранили как в
хозяйстве, так и в мировоззрении большое количество архаичных черт:
оригинальные (дохристианские) представления о строении и происхождении
вселенной, орудия труда, типы жилищ и хозяйственных построек, строительные
техники и т.д. Специфичные представления восточных ханты об окружающем мире
вполне закономерно находят отражение в языке.
Литература
Dιcsy G. 1990. The
Uralic Protolanguage: A Comprehensive reconstruction. Bloomington.
Jordan, P. & A.Filtchenko.
2005. Continuity and Change in Eastern
Khanty Language and Worldview. In Rebuilding Identities: Pathways to
Reform in Post-Soviet Siberia. Edited by Erich Kasten.
63-89. Dietrich Reimer Verlag.
Kulonen, U.-M. 1989.
The Passive in Ob-Ugrian. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura.
Кулемзин, В.М., Лукина
Н.В. 1976. Васюганско-ваховские ханты. Томск.
Издательство ТГУ.
Хонти
, Л.
1995. Ваховский диалект хантыйского языка.//
Народы северо-западной Сибири.
Томск. Издательство ТГПУ.
сс.3-22.
|
|
|
А.В.Байдак
Селькупский язык относится к
самодийской группе языков уральской языковой семьи. Общая численность
селькупов по переписи 1989 г. составляет 3564 человека. По своей сути
селькупский язык представляет собой конгломерат диалектов и говоров, каждый
из которых своеобразен и имеет вполне отличительные особенности. Из-за
отсутствия письменности общелитературный язык не сложился. В настоящее время
представлены два принципа классификации селькупских диалектов:
географический и этнонимический (последний учитывает собственные названия
локальных групп селькупов).
На основании географического
принципа в селькупском языке можно выделить северную, центральную и южную
группы диалектов. Внутри северной группы выделяют четыре диалекта:
среднетазовский, верхнетазовский, ларьякский (верхнетолькинский),
баишенский. Самоназвание северной группы было переосмыслено как название
всего этноса селькупы. К центральной группе относятся тымский, васюганский
и нарымский диалекты. По этнонимической классификации данная группа
диалектов называется диалекты чумылькупов. Южная группа диалектов включает в
себя среднеобской, чаинский, кетский и чулымские диалекты. По этнонимической
классификации данную группу диалектов образуют диалекты шёшкупов, или
шёшкумов, диалект сюссыкумов и диалект тюйкумов.
|
|
Рис.2. Южно-селькупский
ареал: рр.Васюган, Тым, Кеть.
В настоящее время исследователи
фиксируют разную степень сохранности селькупских диалектов: в диалектах
северной группы еще до некоторой степени сохраняется естественная передача
языка внутри семьи от родителей к детям, в то время как южные диалекты
практически утратили свое существование. Публикуемый в настоящем сборнике
текст был записан в 1980г. в д.Иванкино на среднеобском диалекте (шешкуп)
селькупского языка от информантки Е.В. Сычиной.
|
|
|
Е.А.Крюкова
Кеты один из коренных миноритарных
этносов Сибири, находящийся на грани полного исчезновения. Слово «кеты»
вошло в русский язык в 20-х годах прошлого столетия и происходит от кетского
слова keʔt
(кет) человек. До этого кетов называли енисейскими остяками по
аналогии с другими коренными народами, проживающими на севере Сибири. В наши
дни слово ostɨɣan
(остыган)
сохранилось как самоназвание среди части пожилого
населения, большая часть представителей этноса именуют себя кетами, в
разговорной речи чаще кето.
По данным различных источников общее количество этнических кетов составляет
от 800 до 1500 человек (Всероссийская перепись населения 2002, Казакевич
2003, Кривоногов 2003). В
настоящее время кеты проживают компактными группами по притокам Енисея в
Туруханском районе Красноярского края, включая Бахтинский район Эвенкии.
Наибольшее число кетов сохранилось в поселке Суломай (река Подкаменная
Тунгуска) и поселок Келлог (река Елогуй).
Кетский язык единственный «живой»
представитель изолированной енисейской семьи языков, вместе с югским языком
он составлял кетско-югскую группу. Югский язык исчез в середине 20 века.
В кетском языке выделяются три
основных диалекта: южный, средний и северный. Степень опасности утраты языка
варьируется от диалекта к диалекту. В результате семи этнолингвистичеких
экспедиций в Красноярском крае (Бакланиха, Верещагино, Келлог, Сургутиха,
Мадуйка и Суломай) и Эвенкийском автономном округе (Суломай) сотрудниками
кафедры языков народов Сибири Томского государственного педагогического
университета было выявлено не более 70 носителей языка, которые в
достаточной степени владеют кетским языком: могут рассказать связанный текст
на родном языке с опорой или без опоры на русский вариант текста.
|
|
Рис.3. Кетский ареал: рр.
Енисей, Курейка, оз.Мадуйка. |
Кеты, владеющие в достаточной
степени родным языком, относятся к старшему поколению. Таким образом, в
настоящее время насчитывается 4 носителя северного диалекта, около 10
носителей среднего и около 50 человек носителей южного диалекта кетского
языка.
У кетского языка нет письменной
традиции. В публикациях прошлого века представители Томской лингвистической
школы А.П.Дульзона использовали фонетическую запись в кириллице.
В настоящее время работа по сбору и
изучению кетских фольклорных и бытовых текстов ведется в двух
исследовательских центрах институте Филологии СО РАН (сектор фольклора и
сектор языков народов Сибири), Новосибирск, и на кафедре языков народов
Сибири Томского государственного педагогического университета.
Литература
Всероссийская перепись
населения 2002 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17.
Казакевич О.А. Кетский язык
//Письменные языки мира: Языки Российской Федерации. Социолингвстическая
энциклопедия. М.:Academia,2003.С.239-52
Кривоногов В.П. Кеты:
десять лет спустя (1991-2001 гг.): Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
200 с.
|
|
|
В.Ю.Гусев
Исторически засвидетельствованная
территория кочевий нганасанов тундровые районы п-ова Таймыр от северной
границы лесотундры до хребта Бырранга. С 50-х годов
XX века началось постепенное
переселение нганасанов в поселки, которое завершилось в 80-х годах с
исчезновением на Таймыре домашних оленей. В настоящее время нганасаны живут
оседло в поселках Таймыра Усть-Авам, Волочанка, Новая, а также в Дудинке и
Хатанге. Численность по последней переписи - около 850 человек, однако
языком в полной мере владеет лишь старшее поколение (от 60 лет), часть
представителей которого, впрочем, в быту больше пользуется русским языком.
Более молодые нганасаны практически полностью перешли на русский, однако
пассивно в той или иной степени владеют родным языком многие.
|
|
Рис.4. Нганасанский ареал; справа примерная территория
распространения авамского диалекта
В нганасанском языке принято
выделять два диалекта - авамский (западная и центральная часть Таймыра) и
вадеевский (восточная часть полуострова, нынешний Хатангский район), однако
различия между диалектами очень незначительны. Внутри авамского диалекта
существуют небольшие расхождения между собственно авамским (ныне - пос.
Усть-Авам) и так называемым таймырским (ныне - пос. Волочанка) говорами. На
западе нганасаны соседствуют с тундровыми энцами, на юго-востоке - с
долганами. Исторически нганасанский язык испытал сильное влияние
эвенкийского в лексике и в грамматике. Также имеется большой пласт
неэтимологизируемой лексики, по-видимому, субстратного происхождения.
Влияние русского языка незначительно.
Первая
фиксация нганасанского языка относится к концу
XVII
века (перевод "Отче наш", опубликованный Н. Витзеном). После этого
фиксировались списки слов. Первое систематическое описание принадлежит М. А.
Кастрену (середина
XIX
в.).
|
|
|
В. М. Лемская
Чулымские тюрки
(чулымцы) коренное население среднего течения реки
Чулым в Западной Сибири, ранее никогда не имевшее четко оформленной
государственности. Чулымцы
расселены в бассейне Чулыма и его притоков Яи и Кии
двумя компактными группами на
территории Тегульдетского района Томской области (742 человека) и
Тюхтетского района Красноярского края (157 человек) [Лемская, Миндиярова
2007: 22]. Как самостоятельная народность они выделяются лишь во
Всероссийской переписи 2002 г.
[Львова, электронный ресурс].
До этого они отмечались как татары, карагасы, хакасы,
однако, ещё профессор А. П.
Дульзон,
выдающийся учёный и исследователь Сибири, установил,
что чулымские тюрки после XVII
в. потеряли связь с другими тюрками, в частности с кызыльцами,
и развивались как самостоятельная народность с собственным языком
[Дульзон 1959:
93].
5 марта 2001 г. чулымцам был присвоен статус коренного
малочисленного народа Севера [Львова,
электронный ресурс].
|
|
Рис.5. Средне-чулымский
ареал: р.Чулым.
В языке чулымских тюрков выделяется
два диалекта: нижнечулымский и среднечулымский, первый из которых уже
практически исчез известен лишь один носитель в возрасте 88 лет.
Среднечулымский диалект состоит из тутальского и мелетского говоров
[Дульзон 1973: 16];
носители тутальского говора среднечулымского диалекта проживают на
территории Томской области, в среднем течении р. Чулым, а именно в
Тегульдетском районе (райцентр с. Тегульдет); мелетский говор, напротив,
распространен на территории Красноярского края, также в среднем течении
Чулыма в Тюхтетском районе, особенно в д. Пасечное
[см. Бирюкович 1981: 6; Львова и др. 1991: 4; и др.].
А. П. Дульзон указал на то, что, несмотря на ряд различий, эти два говора
относятся к одному диалекту [Дульзон
1973: 23 и др.].
Представляемый текст на
чулымско-тюркском языке обработанный (глоссированный
на русском и английском языках) вариант записанного М. А. Абдрахмановым и
опубликованного в 1970 г. текста «Мангуш» [Абдрахманов
1970: 58-69]. В данном издании
публикуется первая часть этого текста глоссирование первых 100 предложений
из 222.
Литература
Абдрахманов М. А. Тексты
чулымско-тюркского языка (средне-чулымский диалект) // Языки и топонимия
Сибири. Т. II. Томск: Издательство Томского университета, 1970. С.
58-69.
Бирюкович Р. М. Морфология
чулымско-тюркского языка. Часть II. Саратов: Издательство Саратовского
университета, 1981. 184 с.
Дульзон А. П. Диалекты и
говоры тюрков Чулыма // Советская тюркология. № 2. 1973а. С. 16-29.
Дульзон А. П. Тюрки Чулыма
и их отношение к хакасам // Учёные записки Хакасского
научно-исследовательского института языка, литературы и истории.
Вып. VII. Абакан, 1959.
с. 93-102.
Лемская В. М., Миндиярова
Э. Р. Результаты лингвистических экспедиций 2007 г. к восточным хантам и
чулымским тюркам // Материалы II Всероссийской научно-практической
конференции «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в развивающемся
образовательном пространстве: теоретические и прикладные аспекты». Томск:
Изд-во «Ветер», 2007. С. 17-24.
Львова Э. Л.
и др. Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос / Э. Л. Львова, В. А.
Дремов, Г. А. Аксянова и др. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. 246 с.
|
|